Начало правления
[править | править код]
К началу правления Кылыч-Арслана сельджуки Рума удерживали Центральную и Восточную Анатолию. В руках византийцев находилось черноморское побережье от Синопа до Ризе, на средиземноморском побережье — Анталия и её окрестности, Тарс и его окрестности. Чукурова в основном была под контролем армян, в Сирии располагались государства крестоносцев и местных эмиров[27]. Однако Анатолийские земли сельджуков в конце правления Месуда подвергались нападениям Мануила Комнина (1146) и крестоносцев (1147). Сельское хозяйство и производство пришли в упадок. Урбанизация практически остановилась. Расселение кочевых туркмен остановилось, за исключением некоторых крупных центров и их окрестностей. Большинство туркмен в Анатолии ещё вели кочевой или полукочевой образ жизни. Им было необходимо перейти к оседлому образу жизни, чтобы сделать качественный скачок в хозяйствовании. Попытки реализовать это были предприняты во время правления султана Кылыч-Арслана[28].
По сообщениям армянских хронистов — священника Григора (продолжателя «Хронографии» Матвея Эдесского) и Смбата Спарапета — Кылыч-Арслан приказал удушить среднего брата, Девлета, потому что опасался его. При этом, «он [султан] убил не только брата, но и вельмож, которых подозревал в непокорности»[29]. Это напугало младшего брата, Шахин-шаха, который бежал в выделенные ему отцом районы Анкары и Чанкыры и вступил в борьбу за трон[30]. Ягибасан, Зюннун, Шахин-шах и другие анатолийские эмиры заключили союз против Кылыч-Арслана. Их поддержал византийский император Мануил Комнин[6].

Почти сразу после смерти Месуда Ягибасан захватил Кайсери и отправил многих христиан города в свою область[31]. Как пояснял О.Туран, переселения жителей городов или районов делалось не ради того, чтобы причинить зло людям, а с экономической целью: так как население Анатолии в то время было очень малочисленным, целью переселения были приобретение земледельцев и ослабление противника[32]. Кылыч-Арслан выступил против Ягибасана, но вмешалось духовенство и предотвратило войну[33]. Через некоторое время Ягибасан напал на Эльбистан и увёл 70 000 пленников[33]. Кылыч-Арслан выступил против Ягибасана во второй раз[34]. Их армии встретились у Аксарая в октябре 1155 года и Ягибасан потерпел поражение[35]. Данышмендид был вынужден предложить султану мир. Кылыч-Арслан II сначала отклонил предложение Ягибасана, но нападение Нуреддина Махмуда заставило султана помириться с Данышмендидом[35]. Духовенство добилось подписания договора между сторонами. Тем не менее, хотя договор содержал несколько статей в пользу Кылыч-Арслана, в нём не было положения о возвращении угнанных с его территорий людей[36].
Атабек Нуреддин Махмуд был женат на сестре Кылыч-Арслана II и планировал захватить некоторые земли сельджуков после смерти своего тестя[35]. Как писал Михаил Сириец, воспользовавшись борьбой Кылыч-Арслана с Данышмендидами, Нуреддин Махмуд захватил Айнтаб и Рабан, а также некоторые другие города и замки[37].
В следующем 1156 году Степан[англ.], брат армянского правителя Киликии Тороса II, разграбил и разрушил Мараш. Но, хотя он и занял город, удерживал ворота и внешние стены, но не смог захватить внутренний замок. Когда Кылыч-Арслан прибыл с войском, Степан, не желавший оказаться между двумя войсками, вынужден был поспешно отступить из города, сжигая все, что не мог взять с собой[38]. Кылыч-Арслан, преследуя Степана, вторгся в район Гёксуна. В августе 1157 года Степану удалось договориться с султаном о мире, передав ему с согласия Тороса II замок Пертус[39][comm 1]. Успешно завершив Киликийскую кампанию, Кылыч-Арслан отправил послание Нуреддину Махмуду с требованием вернуть захваченные земли[42]. Тот проигнорировал письмо. В ответ Кылыч-Аслан заключил союз с королем Иерусалима Балдуином III, князем Антиохии Рено де Шатильоном и киликийским королём Торосом против Нуреддина Махмуда. Во время нападения Нуреддина Махмуда на земли сельджуков, против него выступил его брат Нусретеддин Амир Миран, который укрылся у Кылыч-Арслана. Кылыч-Арслан осадил Айнтаб, разрушил стены и отбил город. Затем он двинулся на Рабан[39]. В то же время союзники Кылыч-Арслана, король Иерусалима и князь Антиохии, выступили против Алеппо. Оценив опасность войны на две стороны, Нуреддин Махмуд извинился перед султаном Кылыч-Арсланом и вернул ему захваченные земли сельджуков. Таким образом, к концу 1157 года Кылыч-Арслан полностью восстановил территории султаната[43].
Комментариев нет:
Отправить комментарий